Cultural Heritage  The national projectKeeping the past, create the future      
  • Twitter
  • Facebook
  • Youtube
 

News of culture

Home - Materials - News of culture - Премьера балета «Бахчисарайский фонтан» пройдет в Алматы

Премьера балета «Бахчисарайский фонтан» пройдет в Алматы

Wednesday, Oct. 11, 2017 7 и 8  октября 2017 г. Казахский Государственный академический театр оперы и балета имени Абая представит новую постановку балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

В театре «Бахчисарайский фонтан» в постановке дирижера Ф. Кузьмича, балетмейстера Ю. Ковалёва, художника  А. Ненашева,  впервые увидел свет  24 мая 1942  года и вошел в число первых балетов ознаменовавших рождение казахского классического балетного искусства. Главные партии исполнили: Мария- Н. Викентьева, Вацлав – Ю. Ковалёв, Зарема – Н. Тапалова, Нурали- А. Бекбасынов. В 1942 и 1943 годах  партию Марии исполняла Галина Сергеевна Уланова. Балет дважды возобновлялся в 1958 и 1981 годах. В 1958 году постановку осуществил автор балета  - Ростислав Захаров. 
В разные годы в этом балете блистали – Александр Селезнёв, Заурбек Райбаев, Сара Кушербаева, Раушан Байсеитова,  Рамазан Бапов, Людмила Рудакова.

Многие десятилетия балет «Бахчисарайский фонтан» шел в постановке
(1981 г.) балетмейстера Ярослава Сех, художников Гульфайрус  Исмаиловой и Анатолия Ненашева в которой воплотили свой яркий актерский талант и новое поколение танцовщиков – Майра Кадырова, Куралай Саркытбаева, Алия Сапугова, Мурат Тукеев, Турсынбек Нуркалиев, Дмитрий Сушков, Асет Мурзакулов. 

И вот балет «Бахчисарайский фонтан» с новой сценографией народного художника России  Вячеслава Окунева,  в постановке главного балетмейстера театра, народной артистки РК  Гульжан Туткибаевой, многие годы блиставшей в этом спектакле в партии Заремы,  обретёт свою новую жизнь и заиграет новыми красками.

Инициатива создания балета «Бахчисарайский фонтан» принадлежала драматургу и искусствоведу Николаю Дмитриевичу  Волкову. Выбор сюжета обещал значительное событие. Переработка поэмы А. С. Пушкина в балетное либретто потребовало некоторых изменений. В результате лирическая поэма превратилась в драматическое либретто со сценой в польском замке, сценой казни Заремы; появились и новые персонажи — жених Марии Вацлав (у Пушкина «она любви еще не знала»), военачальник Нурали; безымянный в поэме отец Марии стал князем Адамом.

Либретто балета получило свое завершение в период «превращения его в музыку». Замысел драматурга был идейно развит и углублен композитором Борисом Асафьевым, для которого основной задачей было «попытаться услышать эпоху через поэму  Пушкина и передать волновавшие поэта эмоции их  вольным пересказом».

Балетмейстер  Ростислав Захаров писал о своей первой постановке: «Танцем хотим выражать мысли, чувства, поступки, хотим быть целеустремленным, идейно принципиальным искусством, ...хореографический спектакль строить как единое драматическое действие, где каждый танец вытекает как необходимость, несет в себе смысл и дальнейшее развитие действия».Музыка, хореография, сценография «Бахчисарайского фонтана» объединившись, образовали уникальный сплав, который придал этому спектаклю качества шедевра и положил начало новому направлению в хореографии – хореодрама.

Премьера балета состоялась 28 сентября 1934 года в  Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова (Мариинском) и прошла с большим успехом. По сей день балет остаётся в репертуаре ведущих театров мира.  Во многом успех премьеры «Бахчисарайского фонтана» был обеспечен превосходным исполнительским ансамблем Галины Улановой и Константина Сергеева.