Мәдени мұра  Ұлттық жобаӨткенді қастерлеу арқылы, болашағымызды баянды етеміз
  • Twitter
  • Facebook
  • Лента на Youtube
 

Жобаның жалғасы

Ботай мекені

Басты бет - Мемлекеттік бағдарлама - Жобаның жалғасы -  ЮНЕСКО Қазақстандық ескерткіштер

ЮНЕСКО Қазақстандық ескерткіштер (орыс тiлiнде)

Сейсенбі, 30 қыркүйек 2014 

Кешіріңіз, бұл бет қазір қазақ тіліне аударылуда. 

Жуырда бұл бет қазақ тілінде қолжетімді болады.

 

Кешірім сұраймыз!

 

В Дохе произошло знаковое для Казахстана событие. В катарской столице на специальной сессии по Всемирному наследию принято историческое решение о расширении национального списка ЮНЕСКО. Уникальными достопримечательностями мирового масштаба признаны сразу восемь объектов. Это первый отрезок трансграничной серийной номинации «Тянь-Шанский коридор Великого Шелкового пути», который проходит по территории Казахстана, Китая и Кыргызстана. В глобальный список культурного наследия включены также уникальные объекты Алматинской области – знаменитые городища Каялык, Карамерген и Талгар. Пять памятников древней архитектуры представляют в ЮНЕСКО Жамбылскую область. Это Актобе Степнинское, Акыртас, Кулан, Костобе и Орнек.

 

В июне радостная для всех казахстанцев новость пришла из Швеции. Здесь также принято историческое решение о включении двух отечественных объектов в еще один глобальный список ЮНЕСКО. Во всемирную сеть биосферных резерватов внесены два уникальных заповедника – «Катон-Карагай» в Восточно-Казахстанской области и  «Акжайык» в Приуральском регионе.

 

Исторические для Казахстана решения приняты в юбилейный год – десять лет назад была начата реализация государственной программы «Мәдени мұра», признанной зарубежными экспертами лучшим национальным проектом по возрождению культурного наследия.

 

Знаковые достопримечательности, включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, являются национальной гордостью казахстанцев и признанными брендами отечественной истории.

 

Все три городища Алматинской области представляют древнюю и средневековую архитектуру, открывают неизвестные страницы кочевой культуры номадов.

 

Знаменитый Каялык (11-13 века), расположенный в Илийской долине по руслу реки  Ащи-Булак, известен как столица карлукских джагбу. Первые раскопки начались здесь полвека назад под руководством знаменитого Карла Байпакова. В Каялыке учеными обнаружены уникальные объекты средневековой архитектуры –  пятничная мечеть редкого столпного типа, мавзолеи, украшенные резной терракотой, буддийский и  «манихейский» храмы,  восточная баня хамам из жженого кирпича, богатая жилая усадьба, руины шахристана и рабада. Ученых поразила прекрасная сохранность городища, на территории которого сегодня продолжаются научно-исследовательские работы.

 

Карамерген с казахского языка переводится как черный охотник. Назван так в честь неизвестного охотника, добывшего, как гласит легенда, огромного туранского тигра в тугайных лесах. Карамерген остался в истории как процветающий город в дельте реки Или, через который шли многочисленные караваны Великого Шелкового пути. В 13-ом веке был разрушен монголо-татараскими войсками. Сегодня археологи счастливы, что городище неплохо сохранилось. Трехметровой высоты достигают мощные валы на месте крепостных стен,  круглые башни – четырех-пяти метров. В Карамергене была хорошо развита ирригация, о чем свидетельствует такой факт. Вода в город поступала из арыка, который отводился от магистрального канала, сохранившегося до нашего времени.

 

Талгарское городище расположено на берегу одноименной реки. В 8-14 веках это был один из крупных центров на маршруте Шелкового пути, известный как город мастеров. Здесь успешно развивались многие производства и ремесла,  в том числе металлургия. Сегодня, например, утрачен секрет изготовления знаменитой талгарской булатной стали.

 

Сразу пять культовых памятников Жамбылской области  внесены в главный список Всемирного наследия. Бессменный директор государственного историко-культурного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынова констатирует, что территория сегодняшней Жамбылской области в средние века представляла один из самых оживленных и процветающих маршрутов Великой Шелковой магистрали.

 

Городище Актобе, расположенное на берегу реки Аксу, историки считают знаменитым городом Баласагун, во время археологических раскопок здесь обнаружены фрагменты средневековой цитадели с минаретом, дворцовым комплексом и жилыми постройками.  

 

Акыртас сегодня можно назвать одним из брендов кочевой культуры номадов. Это огромный археологический комплекс, который объединяет уникальные памятники, датированные разными периодами (5-ый век до нашей эры – 15-18-ый века). Главным объектом Акыртаса является грандиозный дворец, предположительно спроектированный арабскими архитекторами в восьмом веке, здесь расположены также хорошо укрепленная крепость, караван-сараи, смотровая башня.

 

Городище Орнек расположено на берегу двух рек – Алтынсу и Шыбынды, рядом с удивительным ущельем, которое так и называется Сулутор. Главным объектом здесь, по предположениям археологов, была прекрасная мечеть.

 

Городище Кулан сегодня известно тем, что здесь были свергнуты правящие династии западных тюрок. Это большой комплекс, на территории которого расположены уникальные памятники восьми веков: с 6-ого по 13-ый.

 

Резными терракотовыми плитками украшены стены еще одного уникального объекта Жамбылской области – городища Костобе. Расположено оно на берегу реки Талас и хорошо защищено от врагов: по периметру обнесено двойной стеной с башнями и двойными рвами.

 

Первые упоминания о городищах Орнек, Костобе и Кулан обнаружены в китайских источниках 6-7-го веков.

 

Сегодня полным ходом идут археологические раскопки на всех древних и средневековых городищах Жамбылской области, а также на территории самого Тараза. Знаменитый казахстанский археолог Карл Байпаков уверен, что Тараз также достоин внесения в мировой список культурного наследия. Это столица государства караханидов с монетным двором, известный центр первых государств Западно-Тюркского каганата, карлуков, тюркешей, древний Тараз был знаменит на весь мир высоким уровнем ремесел, торговли, искусства.

 

Внесение сразу восьми объектов в казахстанский список ЮНЕСКО вызвало новый интерес к двум уникальным памятникам, которые уже значатся в мировом каталоге культурного наследия. Это знаменитый мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи и древняя художественная галерея Тамгалы.

 

Грандиозный мавзолей был воздвигнут в Южно-Казахстанской области в память одного из самых знаменитых тюркских суфиев.  К имени философа и поэта Ходжа Ахмеда добавили Яссауи по названию города Яссы – современного Туркестана. Уникальный архитектурный комплекс является истинным шедевром средневековой культуры, строился с 1385 по 1405 годы.

 

В одной из монументальных монографий человечества с символическим названием «Книга побед» говорится о том, что именно в Яссы великий Тимур принял решение о строительстве грандиозного мавзолея, достойного памяти Ходжа Ахмеда.

 

Сегодня центральная часть Яссы представляет мемориальный комплекс Азрет-султана, который объединяет мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, мавзолей Рабии-Султан Бегим, подземный дом Кумшик-ата, мечеть, дворцовые залы, хилвет, ханаку и другие уникальные сооружения.

 

В самом мавзолее Ходжа Ахмеда главными залами являются кабырхана, в которой находится усыпальница самого суфия, а также мечеть и казандык со знаменитым тайказаном.

 

Каждый из залов грандиозного мавзолея достоин отдельного рассказа. Самый известный из раритетов – ритуальный тайказан, изготовленный из сплава семи благородных металлов. Огромные размеры определены тюркскими традициями – край казана должен быть примерно на высоте человеческого роста, вернее, на уровне рта. Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Первая гласит, что казан – дар великого Тимура мавзолею великого суфия. Вторая содержит слова «Будь благословен», год изготовления – 1399, имя мастера – Абдулгазиз ибн Шарафутдин. Третья самая короткая и содержательная – «Слава Аллаху». В 1934 году тайказан был вывезен в Ленинград,  несколько десятилетий оставался в Эрмитаже и вернулся на родину только в 1988 году. Среди бесценных раритетов казандыка – монументальные бронзовые светильники, два из которых в настоящее время находятся во французском Лувре и российском Эрмитаже.

 

Каждый сантиметр мавзолея хранит свои тайны и легенды. Малый Аксарай, например, в 16-18 веках, когда в Туркестане находилась резиденция казахских ханов среднего и старшего жузов, был дворцовым залом. Здесь на протяжении шестисот лет хоронили народных героев и признанных авторитетов степи, самое первое захоронение относится к 1431 году, самое последнее – к 1917.

 

На входе в Большой Аксарай можно увидеть надгробный камень великого Аблай Хана.

 

Неразгаданной загадкой мавзолея остается золотое сияние одной из стен.

 

В библиотеке хранились бесценные произведения средневековых авторов, в том числе самого Ходжа Ахмеда, которые переданы сейчас в редкие фонды Академии наук и Национальной библиотеки.

В кудукхане есть колодец, согласно легенде, вырытый во время джунгарского нашествия, вода из него считалась святой.

 

Мавзолей Ахмеда Яссауи – единственный из сохранившихся памятников эпохи Тимура. Ак сарай и Доруссиадат в Шахрисабсе, мечеть Биби-ханым в Самарканде превратились в руины. Именно туркестанский мавзолей представляет монументальную архитектуру средних веков, все характерные черты, строительные и декоративные приемы.

 

Ахмед Яссауи сформировал суфизм как философскую систему, расширившую мировоззрение тюркских народов, внес огромный вклад в развитие кочевой культуры. Мавзолей его имени на самом деле стал достойным памятником великому сыну великой Степи.

 

Вторым казахстанским объектом, внесенным в список Всемирного наследия, являются знаменитые петроглифы урочища Тамгалы. По сути, это древняя художественная галерея наскальных рисунков, расположенная в Семиречье. Всего здесь более пяти тысяч произведений, датированных 14-ым веком до нашей эры до 6-8-го веков нашей эры. Это огромный период в истории кочевой цивилизации – от бронзового века до освоения Великой степи тюркскими народами.


Наиболее уникальные композиции и образы относятся к середине второго тысячелетия до нашей эры. Это, прежде всего, солнцеголовые великаны Тамгалы – наиболее древние антропоморфные изображения бога. 

Тематика рисунков очень разнообразна: люди, животные, всадники, сцены охоты на животных, сцены из жизни людей, в том числе жертвоприношения, ритуальные обряды и танцы. 
Древние мастера профессионально использовали материал и расположение каменных полотен – плоскостей, в частности их  ориентацию относительно сторон света и, прежде всего, Солнца.

 

Территория современного Казахстана является средоточием большого количества памятников древнего наскального искусства. Как вид изобразительного творчества, петроглифы возникли в глубокой древности. Все они содержат бесценную информацию о культуре, быте и традициях степных народов.

 

Первое упоминание о наскальных изображениях на территории Казахстана принадлежит знаменитому средневековому ученому девятого века аль-Бируни, рассказавшему о загадочных рисунках в стране кимаков. Много новых сведений о Семиречье и Южном Казахстане – крупных районах сосредоточения петроглифов – стало известно в девятнадцатом веке. В 40-50-х годах двадцатого столетия была открыта серия древних картинных галерей на востоке Казахстана – в горах Тарбагатая, Нарына, в урочищах Калба, Монрак и Саур. Казахстан богат наскальными рисунками и древними картинными галереями. Все они являются уникальным достоянием нашей цивилизации.


Первыми из казахстанских петроглифов в 2004 году в список Всемирного наследия включены наскальные рисунки археологического памятника Тамгалы.

 

Государственному историко-культурному музею-заповеднику «Тамгалы» посвящена одна из десяти мультимедийных энциклопедий, созданных в рамках государственной программы «Культурное наследие».

 

Сертификаты новым памятникам Всемирного наследия были вручены в Астане, на межрегиональном совещании Национальных комиссий по делам ЮНЕСКО. Делегаты всех континентов убедились, что в Казахстане проводится системная работа по сохранению и возрождению культурного достояния. Национальным проектом, достойным международного тиражирования признана государственная программа «Мәдени мұра». Казахстан также принимает самое активное участие в продвижении мировых брендов – Шелкового пути и ЮНЕСКО.

 

Культурное наследие – главное достояние каждого народа, определяющее его менталитет, самодостаточность и национальный характер. Культурное наследие Казахстана, которое активно и успешно возрождается в двадцать первом веке, определяет не только менталитет, самодостаточность и национальный характер, но и вселяет уверенность в завтрашнем дне.

 

Мәдени мұра

30.09.14