Мәдени мұра  Ұлттық жобаӨткенді қастерлеу арқылы, болашағымызды баянды етеміз
  • Twitter
  • Facebook
  • Лента на Youtube
 

Мақала және жарияланымдар

Көне Басқамыр қаласы

Басты бет - Материалдар - Мақала және жарияланымдар - ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ МУЗЕЙ ҚОҒАМДАСТЫҒЫ: ТАРИХЫ МЕН БҮГІНІ

ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ МУЗЕЙ ҚОҒАМДАСТЫҒЫ: ТАРИХЫ МЕН БҮГІНІ

Жұма, 04 тамыз 2017Мақалада Қазақстандағы кәсіби музей қоғамдастығының даму мәселесі мен атқарар қызметі қарастырылған.  Мұрағат деректерінің нәтижесінде «ИКОМ Қазақстан» ұлттық комитетінің қазіргі уақыттағы құрылу тәжірибесі мен қызметі сарапталады. Музейлік жобаларды іске асырудың көп жылғы тәжірибесі арқылы Қазақстандағы ғана емес, күллі Орталық Азия аумағындағы Дешт-и-Арт заманауи мәдениет орталығының қызметі сандар арқылы көрсетілген. Республикадағы облыстық музейлердің фестивальдік белсенділігі сипатталып жазылған. Шығыс Қазақстан табиғи-ланшавті және областық сәулет-этнографиялық қорық-музейі мен «Есік» мемлекеттік тарихи-мәдени қорық-музейінің тәжірибесі сарапқа салынған. Келтірілген мысалдарды қоғамға музейлерді насихаттау ісіндегі серіктестік жобалардың артықшылығы жөніндегі тезис одан әрі жандандыра түседі. Музейлік кәсіби қоғамдастықты дамытудың үш бірдей бағыты бойынша жасалынған сараптама негізінде мемлекет пен Қоғамдық ұйымдардың (қорлардың) күшін біріктіру анағұрлым нәтижелі әсер беретіні айтылады.

Кілт сөздер: кәсіби музей қоғамдастығы, ИКОМ, Қазақстан музейлері, Дешт-и-Арт Орталығы, музей жобасы, музей фестивалі.

Файзуллина Ғалия Шаукетқызы

тарих ғылымдарының кандидаты, «Есік» мемлекеттік тарихи-мәдени қорық-музейі, ғылыми-зерттеу бөлімінің жетекшісі, Есік қ., Қазақстан,

тел. +7 777 2337490, galiaf2@yandex.ru

Плетникова Лариса Николаевна

Дешт-и-Арт заманауи мәдениет Орталығы, директор, Қарағанды қ., Қазақстан,

тел. +7 701 4167038, artdeshty@mail.ru

Историю музейных сообществ в Казахстане можно разделить на два основных потока – официальный, представленный в основном деятельностью ИКОМ, и неофициальный – неформальное сообщество профессионалов, сформированное преимущественно в рамках проектов Центра современной культуры Дешт-и-Арт. Каждый из них имеет свою специфику. Например, если в первом случае мероприятия имели централизованную административную поддержку, то за участие в событиях второго потока музеи «голосовали рублем и инициативой», часто оплачивая командировки сотрудникам из собственных средств или проявляя настойчивость в «выбивании» этих средств у вышестоящих органов. Так или иначе, мы попытаемся рассмотреть историю развития музейных сообществ в Казахстане и выделим актуальные на сегодняшний день формы сотрудничества.

Начало истории имеет свои корни в музейной жизни Советского Союза. Международное поле профессионального взаимодействия было обусловлено активизацией музейной деятельности в 60-х – 70-х гг. ХХ в., чему способствовали процессы демократизации, частичное снятие «железного занавеса», развитие туризма, прежде всего, международного. Впервые казахстанские музеи оказались вовлеченными в систему международного музейного сообщества. В первой половине 1957 года по приказу Министра культуры СССР все советские музеи, объединенные Советским комитетом, вступили в Международный совет музеев (International Council of Museums – ICOM, рус. – ИКОМ). Совет был образован под эгидой ЮНЕСКО в 1946 году. Эта международная профессиональная неправительственная, организация, объединяющая музеи и музейных работников имела высший консультативный статус категории «А» при экономическом и социальном совете ООН. После войны ИКОМ был призван соединить разные народы в деле сохранения историко-культурного наследия (Ананьев 2013: 79–91; Культурные ценности … 2004: 29). И если иметь в виду изолированность Советского Союза из-за политического курса от всего остального сообщества, то участие в работе ИКОМ было для СССР «окном в мир».

Согласно Положению о Советском комитете Международного совета музеев (МСМ), принятому 26 марта 1970 г. Советский комитет МСМ был полностью подотчетен Министерству культуры СССР. Кроме того, члены Советского комитета МСМ, активно участвуя в его работе, «сообщали сотрудникам своих музеев, музейным работникам города, республики, отделам музеев в управлениях и министерствах культуры о работе комитета, о наиболее интересном в деятельности других музеев страны, зарубежных музеев». Советский комитет МСМ состоял из 15 действительных членов и 35 членов-корреспондентов, утверждаемых Министерством культуры СССР. Во главе комитета стоял председатель и три заместителя, которые образовывали президиум. При комитете также работали секции, которые осуществляли связь с президентами соответствующих международных комитетов. Необходимо отметить, что идеологический гнет на учреждения культуры, в том числе и музеи со стороны советских государственных органов не спадал вплоть до 80-х годов, поскольку главными темами для обсуждений на сессиях Советского комитета МСМ являлись планы участия в международных мероприятиях и доклады, готовящиеся советскими специалистами для международных конференций (ЦГА РК. Ф.1308. Оп.3. Д.583. Л.39-41).

Центральный государственный музей Казахстана в Алма-Ате привлек внимание профессиональной общественности своим новым зданием и экспозицией, открытыми для посетителей в 1987 году. Поэтому на его базе в 1989 году состоялась XLIV сессия Советского комитета МСМ (ИКОМ).

После распада Советского Союза на отдельные независимые государства у музеев появилась возможность самостоятельного, неопосредованного выхода на международную арену. Этими возможностями, воспользовались, в первую очередь, учреждения с республиканским статусом. На международном уровне Казахстан осуществил ряд культурно-имиджевых мероприятий, в которых музеи принимали активное участие. Например, крупные международные выставки «Золотой Человек» (Италия, Мантуя, Рим, 1998 г.), «Космос Казахстана» (Ренн, Париж, 2001 г.), «Дни Культуры Казахстана во Франции» (Париж, 2002 г.), ЭКСПО–2005 (Аичи, Япония), «Культурное разнообразие и диалог в Центральной Азии» в штаб-квартире ЮНЕСКО (Париж, Франция, 2005 г.), «Из травы и золота. Кочевники Казахстана» (США, 2006 г.), «Под знаком золотого грифа: королевские захоронения скифов» (Берлин-Мюнхен-Гамбург, Германия, 2007–2008 гг.), «Кочевники и их связи: Древнее искусство и культура Казахстана» (США, 2012 г.), «Жемчужены Франции – французское искусство и культура от эпохи Ренессанса до наших дней» (Алматы, 2012 г.), «Неизвестный Казахстан – археология в сердце Азии» (Германия, 2013 г.) (Сатубалдин 2013) и т.д.

При этом тяжелые 90-е годы неоднозначно отразились на деятельности музеев. Так, наряду с явлением, которое имеет положительную оценку – «волна» создания новых музеев, можно говорить о «выживании» музеев в этот период. Также характерно для этого периода то, что научные архивы музеев этого времени почти не сохранились (исчезла практика передачи отчетов в Центральный архив, внутри музеев сохранялись только личные дела сотрудников и т.п.). Была разрушена система обязательной ответственности центральных музеев за профессиональный уровень сотрудников музеев республики. Крупные музеи стали международно-ориентированными в своей деятельности.

Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что областные музеи по инерции патронировали районные музеи, на своём уровне организовывали семинары, курсы повышения квалификации (подробнее см. ниже).

В конце 90-х – начале 2000-х годов для музеев Казахстана наступил этап возрождения и развития. Наряду с подъемом в разных сферах музейной жизни, возросла и укрепилась потребность в профессиональном сотрудничестве. В этом контексте, естественным было обращение к традиционным формам и организациям. И если национальный Российский комитет ИКОМ был создан ещё в 1992 году за счет замены в названии слова «советский» на «российский», для музеев независимого Казахстана встал вопрос о создании национального комитета «с нуля». «Создание» предполагало, во-первых, юридическое оформление вопроса, во-вторых, становление фактической системы профессиональных связей и удовлетворение профессиональных потребностей в общении, обмене опытом, повышении квалификации.

28 ноября 2002 года в Алматы состоялась учредительная конференция, на которой было заявлено о создании Национальной ассоциации музеев «ИКОМ Республики Казахстан». Среди участников конференции были представители 36 музеев, Министерства культуры, информации и общественного согласия РК, а также офиса ЮНЕСКО в Казахстане. Согласно Протоколам и Учредительному договору (ИКОМ. Папка с документами. Библиотека ГМИ РК им. А.Кастеева. 2017) было принято решение о размещении Комитета в здании Государственного музея искусств РК им. А.Кастеева и определении сумм ежегодных членских взносов для юридических лиц. Открытым голосованием членов-учредителей был избран Президиум в количестве 9 человек и президент – Б.Е. Уморбеков (на тот момент – директор ГМИ РК им. А.Кастеева). Свидетельство о государственной регистрации юридического лица было получено 04 мая 2003 года. В 2004 году был организован семинар для реставраторов, в 2005 году Научно-консультационный центр «MUSEUM» при Национальной ассоциации международного совета музеев (ICOM KAZAKHSTAN) опубликовал объявление об оказании высококвалифицированной помощи на договорных началах в решении вопросов, связанных со сферой музейной деятельности (разработка научных и архитектурно-художественных проектов, реставрация произведений живописи и прикладного искусства, экспертная оценка и атрибуция музейных предметов и т.д.) (Музеи Казахстана 2003: 86). В 2006 году, выступая на «круглом столе» в Музее Первого Президента РК (тема «Музей и общество», г. Астана), исполнительный секретарь «ИКОМ Казахстана» А.Ж. Джадайбаев говорил, в том числе, о необходимости выработки стратегии осуществления совместных проектов в сфере совершенствования работы музеев (Джадайбаев 2006: 62). Но, к сожалению, вопреки ожиданиям, создать в это время организацию, активно функционирующую, представляющую интересы всех членов музейной Ассоциации, не получилось.

Членские взносы в Секретариат ИКОМ в Париж с 2007 года не перечислялись. Можно предположить, что члены казахстанской Ассоциации не увидели реальной поддержки своих профессиональных интересов, какой ожидали. Наступило новое время, когда каждый музей должен был чувствовать конкретный результат, который он мог бы применить в деятельности именно своего музея. В отличие от советского времени, нельзя было директивным способом заставить музеи платить взносы, «кровно заработанные» средства они готовы были тратить только в случае, если присутствовал свой интерес. Например, для малых музеев, рядовых членов Ассоциации,  возможности «международных контактов и выход на международный уровень» малопривлекательны, т.к. реально в большинстве случаев они неосуществимы в силу многих причин. И музеи не будут платить членские взносы за иллюзию участия в мировых профессиональных событиях.

Однако, репутация ИКОМ все же способствовала непреходящему интересу к нему со стороны музейщиков. В итоге инициатива была «перехвачена» музеями Астаны. Поскольку де-факто первый Национальный комитет «ИКОМ Казахстана» прекратил своё существование, то в 2013 году музеями города Астаны был реинициирован «Казахстанский комитет Международного совета музеев» (ИКОМ Казахстан) на базе этно-мемориального комплекса «Карта Казахстана «Атамекен»». 28 февраля Комитет был одобрен председателем Национальной Комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО И.Тасмагамбетовым. Президентом Казахстанского комитета была выбрана У.Д. Муналбаева, директор комплекса. Во многом благодаря её личной активности деятельность этой организации в музейном поле стала заметной. Если в декабре 2002 года благодаря усилиям коллектива Президентского центра культуры РК и инициативе его директора У.Ш. Ибрагимова вышел в свет первый номер журнала «Қазақстан музейлері» / «Музеи Казахстана»[1], то в 2014 году на базе этно-мемориального комплекса стал издаваться журнал «ИКОМ Казахстан. Наследие музеев Казахстана». Оба эти журнала были ответом на запрос времени – музеи испытывали профессиональный «голод», хотели узнавать новое и рассказывать о своих достижениях и открытиях. Такая форма и направление изданий расценивались как музейно-профессиональная площадка общения.

В 2015 году на республиканской конференции «Музей и устойчивое развитие общества», президентом Национального комитета «ИКОМ Казахстан» был избран директор Национального музея РК Дархан Мынбай (Умитхан Муналбаева, успешно руководившая этой организацией, сменила сферу деятельности на библиотечную). Есть большая вероятность того, что надежды, возлагаемые музейным сообществом на «ИКОМ Казахстан», будут исполнены. Все предпосылки к этому есть, Национальный музей активно проявляет себя не только в международных связях, но и в патронировании музеев Республики (регулярно проходят мероприятия с участием сотрудников больших и малых музеев). Например, в декабре 2016 года была организована 10-дневная стажировка руководителей музеев Казахстана в музеях Китая.

Вне участия в формально организованных сообществах в начале 2000-х годов в музейно-профессиональной среде Казахстана было понимание того, что необходимы особые усилия со стороны государства и самих музейщиков в решении вопросов повышения квалификации, налаживания партнерских отношений и т.п.

В этот период активно заявляет о себе «инициатива снизу». В 2005–2014 гг. Центром современной культуры Дешт-и-Арт (Караганда) реализуется масштабный региональный проект MUSEUMстан, фактически создавший неформальное сообщество музейных профессионалов не только Казахстана, но и трех соседних азиатских стран – Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана. В отличие от предыдущих инициатив республиканского ИКОМа, кураторы и авторы проекта Лариса Плетникова и Гульдана Сафарова сделали ставку не на институциональный, а на человеческий фактор. Не ставя перед собой глобальных задач по обеспечению базовых составляющих музейной практики, которым достаточно внимания уделялось государством, кураторы сосредоточились на личностной составляющей музейной работы, до которой у государства и официальных структур обычно «не доходят руки». Одной из важных задач проекта стало формирование новой ментальности музейных сотрудников, способных «высказывать» (через экспозицию или культурно-образовательную программу) свое мнение, свое авторское отношение к предметам и событиям, освещаемым в музее. Главным стало развитие инноваций в репрезентативной, обращенной к потребителю деятельности музея – экспозиции и работе с посетителями, как реальными, так и потенциальными, изменение музейной риторики от традиционной назидательности к диалогу и со-творчеству.

В целом проект был призван способствовать переориентации музеев с традиционной функции хранения и ретрансляции культурных и исторических ценностей на более широкий спектр актуальных социальных задач и позиционированию музея как активного социального института, способного не только решать образовательные и культурные задачи, но и активно участвовать в жизни местных сообществ. В этой связи на вооружение был взят передовой опыт европейских музеев, и в качестве проводника – уже адаптированный к постсоветским условиям опыт российских коллег, ставший своеобразным буфером, смягчающим столкновение азиатской и европейской культур.

Основой движения становятся не официальные контакты музеев, которые подразумевают выходы через вышестоящие департаменты на уровне правительств, что, конечно, существенно затрудняет, замедляет и формализует процесс взаимодействия, а неформальные личные коммуникации ведущих музейных профессионалов региона с подключением к ним наиболее активных коллег в музеях разных уровней. При этом приоритетное внимание уделяется именно периферийным музеям малых городов и областных центров, развитию профессионального состава  и формированию работоспособных команд разных уровней: наряду с руководителями музеев к программе активно и преимущественно привлекаются практикующие исполнители по направлениям, представляющим музей в коммуникации с посетителем.

Важнейшим элементом проекта стало создание партнерства на всех уровнях – с коллегами региона, с музеями на местах, различными гуманитарными организациями, поддерживающими наследие. Кураторы центра не только смогли зарекомендовать себя в музейном сообществе за пределами Казахстана, но и найти партнеров и материальные ресурсы для реализации своих программ. В разное время, кроме министерств культуры Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и многочисленных музеев, программу поддерживали международные гуманитарные организации – Нидерландский гуманитарный институт сотрудничества с развивающимися странами HIVOS, Институт Открытое общество Будапешт, Бюро ЮНЕСКО в Алматы, Гете-Институт, Британский совет в Алматы.

О масштабах работы говорят цифры. В рамках проекта MUSEUMстан:

– прошла обширная образовательная программа музейных специалистов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана (проведено 26 тренингов по внедрению инноваций, в которых приняли участие 587 человек);

– состоялось несколько грантовых конкурсов, направленных на поддержку музеев региона (на местах реализовано 22 проекта);

– учрежден региональный Фестиваль «Открытая Азия – Открытый музей» (проходил 4 раза и включен в новую Концепцию культурной политики Казахстана) (Плетникова 2015: 135);

– издано два сборника с материалами проекта, включающие в себя хронику, отзывы и публикации участников и экспертов проекта по актуальным вопросам музееведения, и ещё один сборник, включающий в себя 45 докладов программы III и IV Фестиваля по уже реализованным  музейным проектам.

Всего в проекте приняли участие более 190 музеев центрально-азиатского региона, из них 76 – музеи Казахстана.

Результатом проекта в конечном итоге должно было стать развитие инициативы и создание активностей на местах, самими музеями, и этот результат был достигнут.

В профессиональном музейном поле Казахстана, как и в любой другой сфере общественной жизни, всегда были лидеры и аутсайдеры. Всегда находился кто-то, кто делал чуть больше, чем другие и ставил перед собой чуть более амбициозные задачи. В числе таких лидеров, начиная с 2000-х годов, можно выделить Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник (г.Усть-Каменогорск)[2] и Актюбинский областной историко-краеведческий музей, которые в некотором смысле взяли на себя роль «объединителя» и «просветителя» профессиональных музейных кадров.

Так, в сентябре 2003 года на базе Усть-Каменогорского музея-заповедника при содействии Министерства культуры РК была организована представительная республиканская конференция, на которой казахстанские музейщики смогли ознакомиться с интересным опытом успешного музейного менеджмента в современных условиях.

В октябре 2004 года в рамках президентской программы «Культурное наследие» музеем был реализован проект по организации первого фестиваля музеев «Золотая карта Востока». Из ближних и дальних районов области в Усть-Каменогорск привезли свои лучшие экспонаты 12 музеев, в том числе общественные и школьные. Каждый провинциальный музей оформил свою небольшую экспозицию. Курчумский музей, например, представил изделия народных умельцев (рукоделие, пояс хаджи – мусульманского паломника, женское седло). Тарбагатайский музей похвастал бронзовым светильником, сделанным в первом тысячелетии до нашей эры, а также полным набором инструментов казахского ювелира (зергера). Зайсанский музей привёз копии золотых изделий из Чиликтинского кургана. Музей города Риддера выставил ботинок рабочего со щегольской бахромой, немецкий ящик из-под мин, кисет советского солдата с красной вышивкой «Дорогой, закури». Награждение участников происходило на фоне выставки Государственного музея золота и драгоценных металлов «Сакский воин в золотой одежде» и 200 предметов ювелирных украшений казахов, экспонировавшейся в одном из выставочных залов этнографического музея (Кратенко 2004).

В 2012 году Музей-заповедник стал базой для проведения III Фестиваля «Открытая Азия – Открытый музей» проекта MUSEUMстан. И сейчас он продолжает объединять и развивать музеи, создавая вокруг себя своеобразную сферу влияния.

Из областных музеев особенно заметен опыт работы Актюбинского историко-краеведческого музея, который организовал в 2000 г. фестиваль «Музей в XXI век», посвященный Году поддержки культуры. Программа фестиваля включала различные мероприятия, в их числе были выставки «Мұраларда мол сыр бар», «Музей в XXI век», «Удивительное в природе», «Казахстан – 2030», научно-практическая конференция «Музей. Проблемы и перспективы развития», конкурс «Лучший музей области», ярмарка «Мастерство женских рук», посещение мемориального музея А.Молдагуловой. Целых пять дней с 15 по 20 ноября Актобе был столицей республиканского праздника, смысл которого сводился к вопросу «Каким мы видим музей в XXI веке?” (Архив Актюбинского областного историко-краеведческого музея. Д.602).

Из примеров последнего времени – деятельность Атырауского историко-краеведческого областного музея, который собирает «под крыло» не только свои филиалы и музеи области, но и музеи всего Западного региона – организует семинары для повышения профессиональных стандартов и развития потенциала (2009 г. – семинар по музейному делу (Музей ісін..., 2009), 2016 г. – семинар по проектированию, с приглашенными специалистами из Москвы, Алматы, Караганды (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=....)).

Также заметным лидером стал Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык», который, ещё официально не открывшись, в партнерстве с Центром современной культуры «Дешт-и-Арт» в 2010 году организовал на своей площадке семинар для музейных экспозиционеров из 4-х центрально-азиатских стран. Впоследствии, в продолжение традиции семинары по разным темам и с разными партнерами организовывались ежегодно в 2013–2016 гг. Заповедник-музей целенаправленно идет к признанию себя как методического центра по музейному делу для музеев области и республики. В 2017 году реализуется выставочный проект ««Золотая карта» музеев Алматинской области» (участники – 21 музей и 2 галереи). Этот проект в своей основе напоминает успешный проект Усть-Каменогорского музея-заповедника 2004 года. Видимо, именно заповедники-музеи в силу своей миссии могут и должны быть центром притяжения историко-культурных смыслов территорий.

Из малых музеев городского и областного подчинения можно выделить Темиртауский городской историко-краеведческий музей, Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья, Павлодарский областной музей литературы и искусства им.Бухар-Жырау, Северо-Казахстанский и Костанайский областные историко-краеведческие музеи, которые активно экспериментируют с внедрением музея в социальный контекст и расширением аудитории потребителей музейного продукта.

С переездом казахстанского комитета ИКОМ в Астану не закончилась и алматинская история музейных объединений. Государственный орган в лице Управления культуры Акимата и Общественный фонд «Almadeniet» в 2014 году в рамках программы «Алматы – культурная столица СНГ» организовали два музейных мероприятия международного уровня – 8-ю рабочую встречу Ассоциации музыкальных музеев и коллекций, и в сотрудничестве с Дешт-и-Арт Центром – Объединенный музейный форум (конференция и мастер-классы «Метаморфозы памяти: от наследия к современности» и IV Региональный Центрально-Азиатский музейный фестиваль). Эти события на фоне многих музейных конференций выделяла ярко выраженная практическая составляющая. Большой интерес со стороны музейщиков со всего Казахстана был обусловлен как всё ещё не утоленным «голодом» на развитие профессиональных стандартов, так и форматом мероприятия. Люди приехали узнать новое и получить практические навыки. Участниками Объединенного музейного форума стали по факту регистрации 190 человек (из них, в том числе, приняли участие в мастер-классах 74, в фестивале – 72 участника) (См. подробнее:Файзуллина 2015).

В этом же году акимом Алматы было принято решение о создании Объединения музеев города Алматы, в которое вошли пять музеев городского подчинения[3]. Это позволило оптимизировать административные и творческие ресурсы музеев. Также впервые в истории музейного дела Казахстана была разработана Концепция развития музеев Алматы, определившая, в первую очередь, приоритеты развития Объединения в долгосрочной перспективе (См. подробнее:Файзуллина, Плетникова 2015).

Значимым событием в 2015 году стала поддержка Акиматом Алматы акции «Ночь музеев», в которой впервые объединились 10 музеев города. Получив положительный опыт совместного сотрудничества, Объединение музеев города Алматы инициировало проект «Путешествие в страну БАЛАПАН» при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Казахстан». Собравшись вместе в этом проекте, пять музеев Объединения, четыре музея «Ғылым Ордасы» и «Дом-музей М.О. Аузова» наглядно увидели силу и возможности «объединенного хора» голосов профессионалов (См. подробнее:Файзуллина, Плетникова, Бейсек 2016).

Таким образом, мы можем говорить о том, что:

  1. Вхождение в мировое профессиональное сообщество через членство в ИКОМ необходимо. Кроме того, оно имеет государственную поддержку, т.к. эта организация зарекомендовала себя как авторитетное сообщество с момента своего основания. Наши традиционные музеи тяготеют к традиционным формам сообществ, а значит надо использовать и этот канал утверждения профессиональных стандартов и продвижения новых технологий в музейном деле.
  2. Опыт Дешт-и-Арт показал, как много значит для продвижения инициатив развитие партнерства на разных уровнях, и какой огромный потенциал содержит в себе личная инициатива заинтересованных участников музейного движения. Также на практике была опробирована проектная и конкурсная система музейной работы как метод продвижения. Семинары и Фестивали были школой профессионального мастерства, когда проекты получали публичную экспертную оценку. Музейщики на практике учились на успехах и ошибках, своих и чужих.
  3. В настоящий момент в музейно-профессиональном мире пришло понимание – даже очень сильный и крепкий музей не может быть один. Чтобы добиться успеха, надо найти друзей и партнеров среди коллег. «Голос многих» может быть услышан как начальством, так и посетителями. Не оставляя официальную линию, в этом направлении тоже надо двигаться. Также характерно то, что объединение усилий государства и Общественных организаций (фондов) приводит к наиболее эффективному результату.

Список литературы

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=116861288701562&id=100011330736912; TV «Казахстан»-Атырау, 2016, 23 февраля, «Новости». Режим доступа: http://atyrautv.kz/ru/news/society/proektirovanie-kak-metod-organizacii-muzeya#

Ананьев В.Г. Национальные и международные музейные организации: Учебно-методическое пособие. С-Пб, 2013. 140 с.

Джадайбаев А.Ж. Национальная Ассоциация музеев «ИКОМ Казахстана». Опыт и перспективы развития организации в Казахстане. Выступления участников заседания «круглого стола» на тему «Музей и общество». Астана: МПП РК, 2006. С.61–64.

Кратенко А. «Золотой» человек на «Золотой карте Востока». Караван. Алматы, 2004. Сентябрь.

Культурные ценности глазами таможенника: Учеб. пособие / В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская и др.; Под общ. ред. проф. В.И. Дьякова. Владивосток: ВФ РТА, 2004.

Музеи Казахстана. № 2 (3). 2003.

Музей ісін дамытудағы өзекті мәселелер. Областық семинар-кеңес. Атырау: Ағатай баспасы, 2009. 133 б.

Плетникова Л.Н. Назад в будущее? (наблюдения неравнодушного). Музей ХХI века. Стратегия развития: Междунар. науч.-практ. конф.: Сб. ст. к 80-летию Государственного музея искусств РК им. А.Кастеева. Алматы, 2015. С. 135–138.

Сатубалдин А. Значимость международных выставок в продвижении культурного имиджа страны. Интеграция культуры Казахстана в мировое культурное пространство: динамика и векторы: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Ответственные редакторы: Г.Садыкова, Г.Файзуллина. Алматы: КазНИИК, 2013. С. 182–185.

Файзуллина Г. Школа мастерства – 2014. Музей. Москва, 2015. № 3. С. 40–43.

Файзуллина Г.Ш., Плетникова Л.Н. Новая концепция развития музеев г.Алматы. Создание «Объединения музеев города Алматы» как активизация ресурса малых музеев. Музей ХХI века. Стратегия развития. Междунар. науч.-практ. конф.: Сб. ст. к 80-летию Государственного музея искусства РК им. А.Кастеева. Алматы, 2015. С. 122–127.

Файзуллина Г.Ш., Плетникова Л.Н., Бейсек Л.Б. Роль музеев в формировании идентичности. Центрально-Азиатский искусствоведческий журнал / Материалы Междисциплинарного симпозиума «Алматы: между веком и тысячелетием». Алматы: Казахская Национальная академия искусств им. Т.К. Жургенова, 2016. С. 124–132.

References

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=116861288701562&id=100011330736912; TV «Kazakhstan»-Atyrau, 2016, 23 fevralya, «Novosti». Rezhim dostupa: http://atyrautv.kz/ru/news/society/proektirovanie-kak-metod-organizacii-muzeya#

Anan'yev V.G. Natsional'nyye i mezhdunarodnyye muzeynyye organizatsii: Uchebno-metodicheskoye posobiye. S-Pb, 2013. 140 s.

Dzhadaybayev A.ZH. Natsional'naya Assotsiatsiya muzeyev «ICOM Kazakhstana». Opyt i perspektivy razvitiya organizatsii v Kazakhstane. Vystupleniya uchastnikov zasedaniya «kruglogo stola» na temu «Muzey i obshchestvo». Astana: MPP RK, 2006. S.61–64.

Kratenko A. «Zolotoy» chelovek na «Zolotoy karte Vostoka». Karavan. Almaty, 2004. Sentyabr'.

Kul'turnyye tsennosti glazami tamozhennika: Ucheb. posobiye / V.I. D'yakov, I.V. D'yakov, N.A. Levdanskaya i dr.; Pod obshch. red. prof. V.I. D'yakova. Vladivostok: VF RTA, 2004.

Muzei Kazakhstana. № 2 (3). 2003.

Muzey ísín damytudaġy өzektí məseleler. Oblastykˌ seminar-keңes. Atyrau: Aġatay baspasy, 2009. 133 b.

Pletnikova L.N. Nazad v budushcheye? (nablyudeniya neravnodushnogo). Muzey XXI veka. Strategiya razvitiya: Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: Sb. st. k 80-letiyu Gosudarstvennogo muzeya iskusstv RK im. A.Kasteyeva. Almaty, 2015. S. 135–138.

Satubaldin A. Znachimost' mezhdunarodnykh vystavok v prodvizhenii kul'turnogo imidzha strany. Integratsiya kul'tury Kazakhstana v mirovoye kul'turnoye prostranstvo: dinamika i vektory: Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Otvetstvennyye redaktory: G.Sadykova, G.Fayzullina. Almaty: KazNIIK, 2013. S. 182–185.

Fayzullina G. Shkola masterstva – 2014. Muzey. Moskva, 2015. № 3. S. 40–43. 

Fayzullina G.SH., Pletnikova L.N. Novaya kontseptsiya razvitiya muzeyev g.Almaty. Sozdaniye «Ob"yedineniya muzeyev goroda Almaty» kak aktivizatsiya resursa malykh muzeyev. Muzey XXI veka. Strategiya razvitiya. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: Sb. st. k 80-letiyu Gosudarstvennogo muzeya iskusstva RK im. A.Kasteyeva. Almaty, 2015. S. 122–127.

Fayzullina G.SH., Pletnikova L.N., Beysek L.B. Rol' muzeyev v formirovanii identichnosti. Tsentral'no-Aziatskiy iskusstvovedcheskiy zhurnal / Materialy Mezhdistsiplinarnogo simpoziuma «Almaty: mezhdu vekom i tysyacheletiyem». Almaty: Kazakhskaya Natsional'naya akademiya iskusstv im. T.K. Zhurgenova, 2016. S. 124–132.



[1] Впоследствии журнал стал называться «Мәдені мұра» («Культурное наследие») и издаваться на базе Национального музея РК (Астана).

[2] До 2005 года - Усть-Каменогорский Восточно-Казахстанский областной этнографический музей (ВКОЭМ). См.: http://www.vkoem.kz/index.php?option=com_content&view=category&id=52%3Ahistori-of-museum&layout=default&Itemid=184&lang=ru

[3] Всего (по данным на конец 2014 года) в городе Алматы – 27 музеев.