Культурное наследие Национальный проектСохраняя прошлое, создаём будущее   
  • Лента на Twitter
  • Лента на Facebook
  • Youtube
 

Атамекен

Памятник Карасай и Агынтай батырам

Главная - Атамекен - Города Казахстана на Великом Шелковом пути

Города Казахстана на Великом Шелковом пути

Пятница, 18 ноября 2016Общеизвестно, что несколько ветвей Великого Шелкового пути пролегали через территорию современного Казахстана. Единая трансконтинентальная трасса, начиная c V-II в. до н. э., стала своеобразным мостом между Европой и Азией, соединив Запад с Востоком. В этот период на территории современного Казахстана формируется блок наследия, который  можно назвать сако-усунским и кангюйско-сарматским, когда здесь образовались первые государства. Результаты археологических исследований свидетельствуют, что у кочевых и полукочевых племен уже в то время существовали связи с Китаем, Индией, Ближним и Средним Востоком. По мнению ученых именно с этого периода складывается и протошелковый путь (ранний период Шелкового пути).

Протошелковый путь, проходивший по территории Казахстана, известен нам по раскопкам многочисленных курганных могильников, среди которых известными и изученными являются Беткайнар, Тегискен, Уйгарак, Бесшатыр, Иссык, Кок-Мардан, Алтын-Асар и другие.

Открытие в Приаралье могильников Тегискен и Уйгарак дали материалы самого раннего этапа сакской культуры. Они до сих пор остаются редкими раннесакскими комплексами для Центральной Азии. Толстов С. П., Итина М. А. Саки низовьев Сырдарьи (по материалам Тагискена) // СА,2,1966,С.151-175.

В комплексах Южного Тегискен и Уйгарак отчетливо прослеживаются связи сакского мира с южносреднеазиатским и переднеазиатским регионами. Монументальные погребальные сооружения Тегискена из сырцового кирпича, наталкивают на мысль о привлечении к их возведению иноземных мастеров. Во время существования государства Усуней и Кангюй во II в. до н. э. — первой половине нашего тысячелетия, когда Шелковый путь начинает активно функционировать, сюда проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и разного рода камни-печатки из Сасанидского Ирана.

Некрополь Иссык расположен на левом берегу горной реки Иссык, в 50 километрах восточнее г. Алматы. Он соотносится с племенной группировкой семиреченских саков. Открытие царского кургана «Иссык» положили начало углубленному изучению вопросов социального строя, культурно-экономических связей, идеологии и искусства древних кочевников Центральной Азии на разных этапах развития. В погребальной камере под насыпью кургана было найдено свыше 4 тысяч золотых предметов, железные меч и кинжал, бронзовое зеркало, глиняные, металлические и деревянные сосуды. Все предметы находились в первоначальном положении, что дало возможность создать уникальную реконструкцию одежды, получившую название «Золотой человек», ставшим впоследствии одним из символов Казахстана. «Иссыкская находка — это открытие, имеющее значение для всемирной истории, для Казахстана она подобна сокровищам Тутанхамона для Египта», считал первый исследователь Золотого человека К. Акишев.  Среди находок известна серебряная чаша. На дне чаши с внешней стороны имеется надпись, состоящая из двух строк (рис.1). Предполагается, что надпись сделана либо на одном из иранских языков, либо на прототюркском, некоторые лингвисты соотносят ее с тохарским языком [7]. На сегодняшний день нет окончательной дешифровки этой надписи. В одной из ранних  статейК.Акишев не исключал, что эта чаща может быть трофейной, т.е. импортной.

Своего часа исследования ждет и городище Рахат, вероятно большое поселение саков, находящееся недалеко от могильника Иссык, где был найден Золотой человек. На сегодняшний день городище Рахат входит в охранную зону Государственного историко-культурного заповедника-музея «Иссык» и является одним из его археологических объектов. Здесь просматриваются несколько  укрепленных построек. Не исключено, что здесь была и резиденция сакских вождей с культовыми сооружениями. Общая его площадь около 1,5 га. Городище с трех сторон ‑восточной, севернойизападной—укрепленоземлянымваломстеной. Южнаясторона защищена рвами. Восточная часть полностью состоит из современного кладбища, северная частично покрыта захоронениями. На южной стороне могил не обнаружено. Исследовательские работы пока не проводились, но на кладбищах найдены обломки керамической посуды и каменные поделки Судя по находкам, данный памятник датируется археологами III-II вв.до н.э. Таким образом, могильник «Иссык», получивший всемирную известность, обретает новый исторический смысл. Теперь он может восприниматься как некрополь сакских вождей и военачальников, а так же жителей упомянутого древнего поселения.

Если в источниках первой половины I тыс. н. э. упоминаются лишь город Чигучэнь («город красной долины») в Семиречье — как резиденции правителей усунь и Битянь в Южном Казахтане — столица кангюй, то уже в начале VII века сообщается о нескольких десятков городов. Наиболее крупными их них были Суяб, Тараз и город на «Белой реке», который согдийцы называли Испиджаб. В китайских дорожниках VII-VIII вв. и арабских маршрутниках VIII-XII вв. перечислены уже десятки городов, стоящих на Шелковом пути

Как известно, наиболее оживленным в VI-VII вв. становится Северный участок Шелкового пути, проходивший через Семиречье и Южный Казахстан. Он шел из Китая в направлении на Запад. Тогда же в долинах рек Чу, Таласа и Сырдарьи, где находились земледельческие поселения, возникали небольшие города, основой для которых послужили земледельческие поселения. Многие из таких центров обнаружены археологами в предгорной зоне Тянь-Шаня, в долинах рек Или, Чу, Талас, Аксу, Арысь и Сырдарья. Особенно хорошо сохранились эти города в  Приаралье, в Сыр-дарьинском левобережье, в Джетыасарском урочище. До сих пор возвышаются их просушенные солнцем желтые стены, а рядом расположены древние некрополи.

Сейчас известны более 30-ти крупных городов территории Казахстана, располагавшихся на четырех участках Великого Шелкового пути: Сырдаринском, Жетысуйском (Семиреченский), Сарыаркинском, Мангышлакском (Урало-Прикаспийский). Такие города как: Суяб, Навакет, Кулан, Тараз, Испиджаб, Арсубаникет, Отрар, Шавгар, Янгикент (Жанкент), Баласагун (возможно отождествлюящийся с городищем Актобе на р. Чу), Газгирд, Жуантобе, Караспантобе, Культобе,  Яссы (Туркестан), Сидак, Сауран, Сыгнак, Жанкала, Кескен-куюк кала, Чирик-Рабад, Бабиш-Мулла, Каялык (Кайлык), Тальхир (Талгар), Карамерген, Акыртас, Орнек, Костобе (отождествленный с городом Джамукат Истории Бухары (Тарих-и Бухара) Наршахи), Бозок, Кызылкала, Сарайшык, Жайык и многие другие.

Они служили административными центрами, местом средоточия ремесла, торговли и сельского хозяйства, а также были центрами науки, образования и культуры. Население городов, как правило, было полиэтничным и многоконфессиональным. Вероятно, некоторые из городов и поселений Шелкового пути были разрушены во время монгольского завоевания. Они окончательно погибли в XVI-XVII вв., в связи с джунгарскими вторжениями.

Кроме перечисленных выше, на территории Казахстана известны много других средневековых городов и крепостей, которые еще ожидают своих исследователей.

Казахская степь, расположенная в центре Евразийского континента, была территорией, через которую проходили основные магистрали Шелкового пути из Китая на Ближний Восток и Середеземноморье, в Европу и обратно. Есть предположения, что Шелковый путь из Китая продолжался до Кореи и Японии. Во время торговли происходило взаимодействие хозяйственных и культурных отношений, взаимодействие и слияние духовных культур различных народов.

Стремление понять свои исторические корни, поиск истоков духовной культуры, ощущение своей причастности к мировой духовной культуре усиливает интерес многих стран мира к феномену Великого Шелкового пути. Идея его возрождения, как важнейшего канала взаимодействия культурных, экономических и туристических связей нашла отражение во многих международных трансграничных проектах. В Казахстане в 2009 году начато и успешно продолжается строительство автомагистрали Западный Китай — Западная Европа через Казахстан и Российскую Федерацию. Этот проект в целом повторяет основное направление Великого Шелкового пути, осуществляя тем самым его транспортное и экономическое возрождение.

Новой формой углубления сотрудничества Китая с государствами Центральной Азии и России является предложенная Председателем КНР Си Цзинь идея создания «экономического пояса Шелкового пути».

Президент Республики Корея Пак Кын Хе во время предвыборной кампании в 2013 году выдвинула «евразийскую инициативу» по воссозданию «Шелкового пути» в Европу через Китай, Среднюю Азию и Россию. Цель проекта возродить Великий Шелковый путь, объединив несколько стран единой логистической сетью. Об этом она говорила во время своего последнего визита по странам Центральной Азии. Железнодорожный экспресс будет отправляться из Южной Кореи в Северную, а затем в Китай, Казахстан и Европу. «Наша страна уже занимается возрождением Пути, и это одна из главных сфер, где Корея собирается сотрудничать с Казахстаном. Евразия связывает Корею с Европой. Это регион с огромной территорией и богатыми ресурсами, поэтому он является важнейшим рынком будущего. Казахстан находится в центре этого континента и имеет огромное преимущество. Мы будем тесно сотрудничать для осуществления этой идеи»,  отметила президент Пак Кын Хе в интервью Агентству «Хабар» (http://24.kz/ru/novosti2/politika/item/11631-prezident-korei-predlagaet-vozrodit-velikij-shelkovyj-put).

На всем пространстве Великого Шелкового пути, всю историю его существования активно шла торговля, взаимное обогащение различных культур. Это сыграло огромную роль в экономическом и культурном развитии многих стран и целых народов, в развитии общечеловеческой цивилизации. Вполне закономерно, что Великий Шелковый путь стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подданная впервые совместная заявка Казахстана, Китая и Кыргызстана о внесении Шелкового пути в список Всемирного наследия была утверждена на 38-й сессии комитета Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Заявка, включала 33 исторических памятника, расположенных вдоль Шелкового пути, в том числе в Китае (22), в Казахстане (8) и Кыргызстане (3).

В 2014 г. в рамках первого межрегионального совещания Национальной Комиссий по делам ЮНЕСКО организация вручила сертификат о включения восьми казахстанских объектов в список Всемирного наследия:  городищКаялык, Карамерген, Талгар  в Алматинской области, АктобеСтепнинское, Акыртас, Кулан, Костобе и Орнек  в Жамбылской области, в рамках совместной с Китаем и Кыргызстаном серийной трансграничной номинации «Памятники Шелкового Пути: Тянь-Шанский коридор», в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Коротко об исторических объектах, включенных в список Всемирного наследия.

Городище Каялык (Кайлык) — (бывшая Антоновка), находится недалеко от выхода р. Лепсы из горного ущелья на равнину в Саркандском районе Алматинской области.  В источниках  IX- начало XIII вв. упоминается как столица карлукских правителей жабгу – независимое владение тюрков-карлуков в составе караханидского каганата. Гийом де Рубрук писал о Каялыке как о городе, который посещали иностранные купцы и где был расположен большой базар. Раскопки Каялыка дали прекрасный набор импортных вещей. Это китайская керамика и фарфор, сирийское стекло, самаркандская и иранская керамика. В 2001 г. на территории городище была открыта и исследована баня-хаммам.

Археологами были обнаружены остатки здания буддийского храма, христианское поселение, мусульманские мечети, комплекс мусульманских мавзолеев и ханаки. Исследователь средневековых городов академик К.М.Байпаков г. Каялык назвал настоящим Вавилоном на Шелковом пути, потому что более веротерпимого и интернационального города на территории древнего Казахстана не было.

Территория Каялыка была обнесена крепостной стеной, в плане имеющей вид неправильного четырехугольника со сторонами от 750 до 1200 м. В наши дни она сохранилась наилучшим образом в восточной части на незанятой современными постройками площади и достигает 4-х м в высоту. В остальных местах ее можно наблюдать фрагментарно. Город приобрел значение крупного политического, торгового и религиозного центра, о чем сообщают источники, полностью подтверждают это результаты археологических раскопок, в том числе находки монет, отчеканенных в монетном дворе Каялыка серебряных и медных.

Городище Карамерген – находится в Южном Прибалхашье, в 200 км к северо-востоку от поселка Баканас. Городище датируется IX-XIII вв. Крупнейший и самый северный средневековый город земледельческой цивилизации в древней дельте реки Или. Территория городища представляет собой прямоугольник с длиной больших сторон 120 м, меньших 110 м. Археологические находки свидетельствуют о том, что в Карамергене  было развито ткачество и металлургия.

Несмотря на разрушения и эрозию, до сих пор хорошо сохранились остатки сырцовых поселений и развитая ирригационная система.

Городище Талгар (Тальхиз) — в Алматинской области. Городище датируется VIII в.. На магистрали Шелкового пути Тальхиз занимал узловое положение, здесь путь разветвлялся. При раскопке древнего города Тальхиза было найдено бронзовое блюдо, сделанное в Иране, китайский фарфор, монеты, изготовленные в городах Евразии. Город был одним из немногих центров железоделательного производства Востока, где изготавливали знаменитую булатную сталь.

Сведения о селении Тальхиз имеются в сочинении персидского географа конца X в. «Худуд ал-Алем» («Границы Мира»), на страницах которого в Семиречье упоминается его название. Оно располагалось среди гор на границе между тюркскими племенами чигилей и карлуков. «Жители его, — по характеристике средневекового географа, — воинственные, смелые и доблестные». Ученые легко и без сомнений соотнесли его с руинами средневекового городища на южной окраине Талгара, на правом берегу р. Талгар у выхода ее из горного ущелья в долину.

Развалины Талгара (Тальхиза) в настоящее время представляют собой возвышенный четырехугольный участок, окруженный со всех сторон оплывшим валом. Площадь, занимая укрепленной частью, около 9 гектаров. По углам вала и по периметру располагались башни. За валом даже сейчас можно заметить остатки рва. Два въезда находились один напротив другого в серединах юго-западной и северо-восточной стен. Соединялись они дорогой, которая делила всю территорию города на две почти равные части. В настоящее время силами археологов вскрыта булыжная мостовая, которая являлась центральной улицей города. К укрепленной центральной части города со всех сторон примыкали постройки, которые составляли своеобразный торгово-ремесленный пригород (рабад). Вместе с ним город занимал территорию без малого 30 гектаров.

История изучения этого городища, пожалуй, самая длительная среди археологических памятников региона. Во второй половине XIX в. городище Талгар посетили и живо интересовались его историей видные путешественники и ученые того времени: П.П. Семенов-Тяншанский, Чокан Валиханов, В.В. Радлов, Н.А. Северцов, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Пантусов, академик В.В. Бартольд и другие.

Городище Актобе-Степнинское находится по обе стороны реки Аксу в Шуйском районе Жамбылской области. По одним данным, датируется VI–VIII веками, по другим – охватывает даже XIII век. Это одно из самых крупных средневековых городищ в регионе. Состоит из двух шахристанов длиной в триста метров, высотой от трех до шести метров, двух цитаделей и городской округи с длинными валами. Раскопаны дворцовый комплекс, основание минарета, загородные усадьбы. Имеются признаки виноградарства и виноделия. В ходе раскопок здесь найдены уникальные артефакты – поделки из нефрита. Одна из них – подвеска с христианской символикой – вызвала большой интерес ученых. Найдена восточная баня, водопроводная и канализационная система, клад из бронзовых монет. По одной версии, городище Актобе отождествляется с древним городом Баласагун. Не исключено, что здесь жили и трудились выдающиеся личности такие, как Юсуф Баласагуни автор энциклопедического труда «КутадгуБилиг» и Махмуд Кашгари автор словаря тюркских наречий «Диван лугатат-турк». По другой версии Баласагун отождествляется с городищем Бурана в Киргизии

Акыртас, находится в 40 км. восточнее г. ТаразЖамбылской области. Датируется VIII- ХII вв. Проведенные многолетние работы археологов определяют Акыртас – как раннесредневековое сооружение, состоящее из следующих объектов: дворцовый комплекс, крепость, замок, садово-парковая зона, жилой квартал, усадьбы,каменоломня, смотровая башня, «город мастеров», система водоснабжения. Рядом расположены несколько сакских курганов.

Известный казахстанский ученый академик Карл Байпаков полагает, что датировка различных частей комплекса относится к весьма продолжительному периоду: от V–III вв. до н. э. до ХIV в. н. э. Первая версия по поводу назначения Акыртаса была выдвинута в середине XIX века. По мнению российского ученого Лерха, Акыртас являлся буддийским монастырем. В 1894 году комплекс посетил известный востоковед Василий Владимирович Бартольд. Он обнаружил на одном из камней изображение рыбы и пришел к выводу, что это монастырь христиан-несторианцев, которые во времена церковного раскола на Руси бежали в Среднюю Азию. Третья версия появилась спустя почти столетие. Немецкий ученый Б.Брентьес высказал предположение, что Акыртас – резиденция арабского наместника в Средней Азии Кутейба ибн-Муслима.

Кулан находится  возле одноименного села Жамбылской области. Датируется VII- XIII веками. В путеводителе пилигрима  ЧжанЦзяня  упоминается как «Тзуилан», был известен как «приятный городок на границах страны тюрок со стороны Мавераннахра». А арабский географ аль-Максуди оставил такие сведения: «Кулан – укрепленный город, соборная мечеть в нем (медина) лежит на большой таразской дороге». Памятник Кулан представляет собой собрание архитектурных объектов разных исторических периодов, расположенных в одном месте. Археологами на территории поселения был обнаружен зороастрийский храм. Всего были идентифицированы два крупных комплекса – древнетюркский и согдийский, что доказывает их некоторое взаимное культурное обогашение.

Городище Костобе находится к востоку от деревни Сарыкемер, на правом берегу реки Талас. Датируется IХ–X веками. Центральные развалины городища представляют собой возвышенный прямоугольный участок (420 на 450 метров), обнесенный по периметру двойной стеной с башнями. Его окружает двойной ров – до и после внешней стены. Это также признак того, что городище являлось важным укреплением. В то же время есть свидетельства, что здесь велась интенсивная торговля. Среди открытий – уникальное святилище, стены которого были украшены богатейшей резной терракотой. Согласно письменным источникам происхождение поселения связано с процессом согдийской миграции из региона Бухары в долину реки Талас. Город Костобе был важным культурным, коммерческим и обрабатывающим центром в юго-восточном жетысуйском регионе.

Городище Орнек расположено в восьми километрах к югу от одноименного села Жамбылской области, соответствует городищу Кульшуб. Ученые относят его к VIII–XII векам. Территория объекта окружена земляным валом, защищенным в общей сложности 31-й башней. Археологические материалы свидетельствуют также о наличии мощных укреплений, соборной мечети и богатого мавзолея. Город был образован на базе древнетюркской кочевой ставки, которая трансформировалась в город на Шелковом пути.

Надеемся, что вхождение этих 8 объектов в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, обеспечат их сохранность и будут способствовать новым открытиям в казахстанской археологии, связанных с этим чудом цивилизации.

Великий Шелковый путь для государств расположенных на его магистралях является не только богатым историческим наследием, но и залогом процветания на основе дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества во всех сферах экономики, науки, культуры и искусства.

Гульмира Мухтарова,

директор

Государственного

историко-культурного

заповедника-музея «Иссык».