Культурное наследие Национальный проектСохраняя прошлое, создаём будущее   
  • Лента на Twitter
  • Лента на Facebook
  • Youtube
 

Атамекен

Акыртас- Каганский центр   (XVIII - XIX век)

Главная - Атамекен - На службе археологии

На службе археологии

Пятница, 11 ноября 2016Именно так: на службе! – определял свое предназначение в архелогииКемаль Акишев /1924-2003/. Его нет, но он про- должает говорить с нами: «Горные отроги Каратау, протянувшиеся на сотни киломе- тров с запада на восток, отделяет степной, кочевнический Дашт-и-Кыпчак от Фарабо- Чачского земледельческого оазиса. Каратау – легендарные горы, не раз воспетые в эпических сказаниях казахов. За ними, на север – столь милая сердцу номада Великая степь как символ свободы и вольной жизни, а от нее на юг – средневековые города: тесные улицы, сплошь застроенные глиняными домами, шум и многоязычие восточных базаров, достаток и изнеженность городского быта. Но при всем контрасте образа жизни и быта этих двух миров, тесная этническая и культурная интеграция их бесспорна. Вчерашний кочевник нередко пополнял ряды городского люда, сегодняшний горожанин завтра оказывался среди степных скотоводов. Многовековая этнокультурная взаимосвязь, нередко кровнородственная, населения двух субрегионов ныне представляется несомненной. 

Но все же в годы исторических катаклизмов эпохи «воюющих ханств» социально-экономический антагонизм этих двух систем был неизбежен, хотя он не всегда принимал форму разрушений и уничтожений, форму агрессий и войн». Доступно, на волне ментальных характеристик объяснено региональное своеобра- зие культурно-исторических процессов, происходивших на южных границах казахских земель. Минуло свыше 20 лет с тех пор как написаны эти строки о раскопках позднесредневековых каменных крепостей гор Каратау в пределах нашей области. Многие скажут и напишут о выдающемся археологе Казахстана. И, тем не менее, хотелось высказать толику о человеке, выбравшему себе тернистый путь ученого-археолога и оставившемнам знания о материальной культуре ушедших по- колений, живших и творивших на благодатной земле юга Казахстана. Отдавшему более полувека служения археологии всего Казахстана, К. А. Акишеву принадлежит роль лидера в инициировании и продвижении широкомасшабных научно-исследовательских работ в Отрарском оазисе и горах Каратау на территории Южно- Казахстанской области. Он был основоположником нового направления в археологической науке Казахстана – позднесредневековой археологии, данные которой наглядно дополнили материализованную картину знаний о этапах истории градостроительной культуры XV-XVIII в.в. – времени становления и упрочения казахской государственности. В начале же биографии был голод 1932 года, когда в малолетнем возрасте Кемаль потерял всю семью. А юношей – он как герой песни Окуджавы «До свидания, мальчики» – из поколения вчерашних выпускников алматинских школ, ушедших на фронт в 1942 году. После тяжелого ранения в июле 1944 г., полученного в боях под Бендерами в Молдавии и двухмесячного лечения в госпитале, осенью К. А. Акишев вернулся в Алма-Ату и поступил на исторический факультет КазГУ. В 1947 году, будучи студентом, впервые участвовал в полевых исследованиях Центрально-Казахстанской археологической экспедиции под руководством А. Х. Маргулана. Так было положено начало служению любимой науке. В нелёгкие послевоенные годы КемальАкишевич в составе ЦКАЭ исколесил просторы Сарыарки, ни один раз пересекал суровую Бетпак-Далу, искал могильники эпохи бронзы по берегам Эмбы в Западном Казахстане. Им был собран материал, ставший осно- вой кандидатской диссертации на тему «Эпоха бронзы Центрального Казахстана», успешно защищенной на Ученом Совете Государственного Эрмитажа 4 декабря 1953 года. Примером крепости характера и упорства аспиранта-фронтовика было то, что вопреки обездвиживанию правой кисти после фронтового увечья, он самостоятельно, действительно одной левой мастерски рисовал мельчайшие каменные орудия и керамику эпохи бронзы. К. А. Акишев был первым казахом кандидатом исторических наук, защитившим диссертацию по археологии Казахстана. В 1949 году К. А. Акишев впервые ступил на землю Южного Казахстана, ознакомился с археологическими памятниками Отрарского оазиса, работая под руководством А. Н. Бернштама в Южно-Казахстанской археологической экспедиции. Здесь он посетил мавзолей Ходжа АхмедаЯссауи, где видел комнату, заполненную старинными книгами, позже канувшими в небытие.К. А. Акишев принимал участие в раскопках Бо- рижарского могильника, в наши дни исследуемого отделом археологии областного музея. В ЮКАЭ начала 50-х прошлого столетия научными сотрудниками были Е. И. Агеева, Г. Е. Пацевич, А. Г. Максимова, внёсшие огромный вклад в изучение археологических памятников нашего края – от оград эпохи бронзы, древ- некочевнических курганов до поселений и городищ на трассах Шелкового пути. Начавшаяся в студенческие годы, и протянувшаяся до самой кончины крепкая дружба связала КемаляАкишевича и с Николаем Подушкиным, основателем вузовской археологии в областном центре. С 1955 по 1989 г.г. КемальАкишевич возглавлял отдел археологии Института истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР. Середина 50-х прошлого века – время освоения целины. Перед археологами была поставлена задача по разведке и фиксации памятников на распахиваемых целинных землях. Для решения столь значительной программы полевых исследований создаётся Северо-Казахстанская археологическая экспедиция, начальником экспедиции назначается К. Акишев. В отсутствии дорог, какой-либо инфраструктуры, месяцами напролёт археологи выполняли свой профессиональный долг, закладывали шурфы на поселениях, раскапывали курганы на кратковременных стоянках. В протяжённых переездах по нетронутой степи, КемальАкишевич сам подменял уставшего водителя грузовичка-полуторки. Результаты работ были опубликованы в Трудах ИИАЭ АН КазССР, изданных в 1959 году. Как офицер-фронтовик, К. Акишев использовал методы военной топографии при составлении карт расположения объектов археологии целинных земель. Этот опыт был применён и при создании «Археологической карты Казахстана» – первого издания в советской археологии, вобравшего около пяти тысяч памятников материальной культуры в масштабах страны. К концу 50-х годов под началом К. Акишева, казахстанская археология достигла высокого профессионального уровня и научной зрелости, чтобы ставить и решать задачи углублённых исследований разновременных памятников археологического наследия Казахстана. Автор не преследует цель дать развёрнутое повествование о такой многогранной личности в отечественной археологии и в целом исторической науке как К. Акишев. Это сделали другие более десяти лет назад в сборнике «Мобилизованный археологией», посвященного 80-летию К. Акишева. Научное наследие отечественного мэтра археологии ждёт пространного осмысления не на одну книгу. Мною затронуты и пересказаны только вехи на археологической стезе юбиляра. Тогда же, в конце 50-х, он открыл для мировой археологии усыпальницы сакской элиты – бесшатырские курганы Жетысу. Практически без техники было раскопано 18 курганов, сложенных из камня, границы насыпей крупных из них были обозначены многотонными валунами. Результаты трудоёмких усилий экспедиции подытожила монография «Древняя культура саков и усуней долины реки Или» (1963 г.) в соавторстве с Г. А. Кушаевым. И в наше время эта книга остаётся важным источником по материальной культуре древних номадов, к ней непременно обращается нынешнее поколение исследователей древностей Великого пояса степей. В 1969 году начаты раскопки Иссыкского кургана. А в следующем полевом сезоне было открыто погребение «Золотого Воина». В 1978 г. выходит в свет монография «Курган Иссык». В ней впервые дана оценка историко-культурного значения артефактов иссыкского погребального комплекса: «В результате раскопок кургана Иссык получена большая ценная информация для разных направлений гуманитарных наук: древней истории, истории материальной и духовной культуры, истории прикладного изобразительного искусства, истории письменности и языка древнего населения Казахстана. Анализ и обобщение этой информации изменяет некоторые традиционные взгляды и гипотезы и позволяет по-новому оценить уровень развития социально-экономических отношений, культуру и искусство древнего общества». С 1971 по 1989 год К. Акишев руководил Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедицией, одной из крупных на то время экспедиций Советского Союза. «В результате более чем двадцатилетних (1967-1989 гг.) археологических работ в Южном Казахстане, особенно в Отрарском оазисе, накопленогромный материал, мобилизация и анализ которого представляют возможность разрабатывать ряд проблем средневековой истории и культуры региона». Через горнило «отрарской службы», независимо от профессиональных пристрастий в науке, прошли десятки археологов, начиная с «призыва» начала 70-х годов. Своим учителем КемаляАкишевича по праву считали и считают многие археологи Казахстана, от ушедших когда-то и до сих пор остающихся в строю. Первопроходцем он был и в музейной практике актуализации археологического наследия, осуществив в содружестве с реставратором В. Садомсковым новаторский реконструктивный проект парадного облачения «Золотого человека». В 1973 году на проспекте Ленина 44, /ныне проспект Достык/, был открыт первый в Казахстане Музей археологии. Здесь же расположился коллектив отдела археологии Института истории, этнографии АН КазССР. Возглавляемые К. Акишевым, сотрудники отдела участвовали в разработке тематико-экспозиционного плана будущей экспозиции музея. Тогда и родилась идея воссоздания золотых изделий иссыкского воина, используя анодированный алюминий. Изучая опыт реконструктивных приёмов сорокалетней давности, реставраторами и археологами уже независимого Казахстана осуществлён ряд новых реконструкций погребенных степных вождей от эпохи древних кочевников до воинов средневековья. Современному человеку третьего тысячелетия всё больше присуще клиповое мироощущение окружающего пространства, в том числе и музейного – подтолкнуть посетителя нажать стоп-кадр при виде экспонируемого в антропологических размерах макета- манекена, обманутся псевдоподлинностью, благодаря мастерскому воплощению авторами задуманного проекта. Чтобы захотелось прикосновения к сияющим бляхам золотого пояса иссыкского жреца-воина, примерить на себя царственный кулах и тактильно ощутить миниатюрность статуэтки архара, венчающей верх головного убора. А, может так и было для посетителей, сорок лет назад пришедших в Музей археологии, где основная экспозиционная нагрузка была отдана фигуре элиты саков-тиграхауда? И такие ощущения снова возникают уже у сегодняшней публики, любующейся экспонируемыми артефактами кургана Иссык. «Прошлое – это и то, что было, и то, чем это «было» становится сейчас», – справедливая сентенция. Склоняешься в почтении, глядя на детище К. Акишева, получившее мировое признание как культурологический проект, достойно представляющий великолепие историко-культурного наследия Казахстана. В 1987 году на соискание ученой степени доктора исторических наук К. Акишев защитил диссертацию:«Экономика и общественный строй Южного Казахстана и Северной Киргизии в эпоху саков и усуней (V в. до н. э.–V в. н. э.)». Будучи уже в преклонном возрасте, в 2000-м году учёный переезжает в Астану, поставив перед собой задачу создания здесь археологической школы, а в научной проблематике сосредоточится на теме «степной цивилизации», дискуссии по которой не утихают в научных кругах и поныне. Последним археологическим памятником, исследованным К. Акишевым, было средневековое городище Бозок вблизи Астаны. Он стоял у истоков создания Есильской археологической экспедиции Евразийского государственного университета им. Л. Гумилева, успел преподать уроки полевых исследований молодой поросли археологов столицы Казахстана.Не буду перечислять награды и регалии корифея – получится длинный список – от боевых орденов и медалей до Ордена «Парасат» независимого Казахстана. Обретшие архивно-исторический статус записи К. Акишева содержат планы и проекты, среди которых создание историко-археологического центра «Бозок», им были предприняты первые шаги в этом направлении, получено одобрение со стороны главы государства. Он изложил и обосновал проект международного центра «Генезис и эволюция степной цивилизации в Евразии», дал развёрнутую картину будущих исследований, прозорливо оценивая научную значимость единения археологического сообщества всей Евразии в реализации масштабных замыслов. И на исходе жизни КемальАкишевич был верен избранному пути, имя которому – казахстанская археология.

Агзам Рустемов,

заведующий отделом археологии

Южно-Казахстанского

областного историко-краеведческого музея.